greenfree2002: (СЧашкойЧаю)
[personal profile] greenfree2002
Продолжая тему литературы как источника ролевых моделей.

На мой взгляд, во всей популярной литературе Западного мира можно выделить четыре типа моделей отношения героя к происходящему вокруг.

1. «Я должен это добыть». Это, разумеется, древнейшая модель, появляющаяся в самых ранних произведениях литературы. Добыть Золотое Руно, красавицу-жену, чашу Грааля, сокровища старика Флинта. В современном кинематографе, который занимает место литературы в деле поставки населению ролевых моделей, из последних подобных произведений можно вспомнить многочисленных друзей Оушена. Роль добытчика необычайно популярна даже сегодня, хотя, казалось бы, количество овец и баранов уже не является столь ограниченным как во времена Ясона и Одиссея.

2. «Я должен это изменить». Тоже достаточно древняя модель, опирающаяся на стремление читателя почувствовать себя Решающе Нужным. Объединяющий Британию Артур, защищающий армию Карла неистовый Роланд, и далее вплоть до Бэтмена и Супермена – всё это оно. В наше время герой уже не обязательно мускулист и шестифутов, модель спасителя становится всё более демократичной: в этой роли может комфортно почувствовать себя даже спешащий к Ородруину полурослик.

3. «Я должен это понять». Данная модель появилась значительно позже первых двух, - лишь тогда, когда в мире начали осознавать ценность понимания, рефлексии, знания-силы. Мне не приходит в голову из подобной литературы ничего, написанного ранее Божественной Комедии. А после нее – Гамлет, Гулливер, Князь Мышкин, Адсон Мелькский, Санди Пруэль, Лукас Корсо и множество других, для которых основной формой жизнедеятельности было – смотреть, осознавать, и помогать осознавать другим. Ибо не достижение меняет наш мир, но постижение.

4. «Я никому ничего не должен». Это наиболее молодая модель; в популярной литературе она проявляется нечасто, поскольку в ее рамках захватить внимание среднего читателя значительно сложнее. Показать персонажа, которому ничего не нужно, и при этом заставить его по ходу сюжета что-то делать – не очень простая задача. Из первых таких персонажей, мне кажется наиболее ярким граф Монте-Кристо. Честертоновский Отец Браун. Герои Гессе – Йозеф Кнехт, Демиан, Гарри Галлер. Отнюдь не героические, порой даже трагические фигуры, которые пытаются выбраться из навязываемых им окружением ролей, вылупиться из скорлупы мира, или, говоря языком восточных учений – выйти из колеса кармы.

Четыре модели. Добрые или злые, эпические или трагические, симпатичные или отталкивающие.

Каждому - своя.
:)
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

greenfree2002: (Default)
greenfree2002

June 2017

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021 222324
252627282930 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 27th, 2017 02:52 am
Powered by Dreamwidth Studios