- При анализе всякой ситуации всегда есть "мы" и "они".
- Вот пора отказаться от такой конструкции как "они". Тут и с "мы"-то всё сложно.
- Вот пора отказаться от такой конструкции как "они". Тут и с "мы"-то всё сложно.
***
Бунд - еврейская социалистическая партия - была, наверное, единственным еврейским проектом, где "социалистическое" стояло выше "этнического". Бундисты поддерживали любое рабочее движение. Они избегали солидарности с еврейскими представителями буржуазии и капитала, и отказывались сотрудничать с сионистскими, религиозными и консервативными кругами. В гимне Бунда "Di Shvue" (1902) нет упоминания о евреях. Как сформулировала на конференции Сара Ф., "Защита угнетаемых - это защита всех угнетаемых, а не только "наших"".
***
Марраны - это универсальное явление в еврейской истории, не ограничивающееся лишь религиозной сферой. В широком понимании, марраны - это те, кто примкнул к более "продвинутой" общественной группе, оставив еврейский мейнстрим. Как отметила Miriam C.-S., в СССР марранами были евреи-коммунисты, в наше время - антисионисты. В качестве внешней аналогии, можно также привести пример "приемлемых русских".
***
В некоторый момент - примерно в 50-е - произошел сдвиг в общественном восприятии советских евреев: их стали единодушно и однозначно рассматривать исключительно как жертв советского режима, а не как тех, кто принимал активное участие в его создании. Аналогично, отмечу от себя, и Украину в 90-х начали воспринимать как порабощенную колонию СССР, а не как его часть, принимавшую активное участие в порабощении, скажем, стран Балтии в 40-х. Этому очень поспособствовал, среди прочего, дискурс о Голодоморе.
***
Гуляя по Бостону, наткнулись на крошечный скверик с монументом, посвященным Great Famine в Ирландии. Миллион погибших, два миллиона потерявших здоровье, миллион эмигрировавших. Население маленькой Ирландии сократилось на четверть. Как утверждает Вики, Ирландия оставалась экспортером продуктов питания в течение всего периода голода. Как и почему Ирландия не развила дискурс о Great Famine как о геноциде - ума не приложу.
***
В дискурсе о Газе, палестинское население рассматривается либо как "самивиноваты", голосующие за Хамас, либо как бедняги, страдающие от зверств Хамаса и израильских бомбардировок. То есть, всегда морализующе и дуально. Между тем, большинство из них - это просто люди, пытающиеся выжить самим и уберечь детей, любой ценой. Можем ли мы рассматривать ситуацию, воздерживаясь от моральной оценки? По-моему, "мы", как осколки академического сообщества, просто обязаны.